Гиперактивный ребенок. Кто он?

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей – основные проявления

 

   Многие тысячи родителей сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти трудные дети? Всегда ли мы, взрослые, понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь? Виноваты ли сами дети в том, что их считают «трудными»?

 

   Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

 

   Гиперактивность – несвойственные для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательность, отвлекаемость, импульсивность (Психологический словарь, 1997, с.72).

 

     В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), которая является причиной возникновения школьных трудностей примерно половины неуспевающих детей (Шевченко Ю.С., Кэмпбелл Р., Заваденко Н.Н.).

 

   Минимальная мозговая дисфункция – группа различных по своим причинам и механизмам развития состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития.

 

   При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих речь, внимание, память, восприятие, праксис и др. виды высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.

 

   Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психо-речевого развития. В 1-2 года, 3 года и в 6 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма.

 

   Большинство исследователей отмечают три основные блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность (Шевченко Ю.С., Заваденко Н.Н. и др.). Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у таких детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и  праксиса. У них возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц. Недостаточная сформированность координации движений ведет к моторной неловкости, повышенному риску травматизма. Р.Кэмпбелл к проявлениям гиперактивности также относит расстройство восприятия. Он считает, что повышенная активность способствует появлению трудностей в учебе и трудностей принятия любви окружающих, проблемы восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слов и т.д.) и родительской любви. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.

 

   Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, педиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность - это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто распущенность ребенка или результат неправильного воспитания.

 

    В настоящее время специалистами многих стран ведутся нейрофизиологические, нейропсихологические исследования ММД и гиперактивности. Проводимые электроэнцефалографические исследования выявляют изменения активности головного мозга, нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость лобно-гипокампной системы регуляции уровня внимания, незрелость системы коркового торможения.

 

   Нейропсихологические исследования выявляют низкий психический тонус, повышенную истощаемость. При утомлении трудности  мелкой моторики усиливаются. Кроме того, гиперактивные дети часто испытывают трудности в проговаривании сложных слов и скороговорок. Заваденко Н.Н. отмечает, что многие дети с диагнозом СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счета, 66%  с диагнозом СДВГ - обнаруживали признаки дислексии и дисграфии.

 

 

 

 

 

2. Факторы риска для формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

 

 

 

    Причины и механизмы развития СДВГ сложны и остаются недостаточно выясненными, несмотря на большое количество исследований.

 

   Пренатальные и перинатальные патологические факторы. Основными причинами возникновения СДВГ у детей, прежде всего, являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и (или) родов (Заваденко Н.Н.).

 

 Возникновению СДВГ способствует асфиксия новорожденных. В последнее время важная роль в генезе синдрома дефицита внимания с гиперактивностью отводится раннему органическому поражению ЦНС. На первом году жизни 60% детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью наблюдались неврологом с диагнозом «перинатальная энцефалопатия», которая чаще всего проявлялась в виде синдрома повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (39%) и (или) умеренной задержки психо-моторного развития (25%).

 

   Генетические факторы. По самоотчетам родителей, частота встречаемости гиперактивности среди приемных родителей и их родственников значительно ниже, чем среди родственников биологических родителей гиперактивных детей. Причем синдром значительно чаще встречался среди родственников мужского пола.

 

   Влияние неблагоприятных факторов внешней среды. Антропогенное загрязнение окружающей человека природной среды, во многом связанное с микроэлементами из группы тяжелых металлов, может иметь негативные последствия в первую очередь для здоровья детей. В России наиболее распространенным стал свинец, основным источником которого  являются выхлопные газы автомобилей. Предполагается, что поступление свинца в организм детей даже в незначительном количестве может вызвать когнитивные и поведенческие нарушения, при этом наибольшую восприимчивость к его токсическому воздействию имеют дети в возрасте 1-2 лет. Целенаправленные исследования показали, что с увеличением свинца в крови у детей возникают проблемы со стороны нервно-психического развития и поведения, нарушения внимания, двигательной расторможенности, а также тенденции к снижению коэффициента интеллекта IQ.

 

   Роль пищевых факторов. Существуют теории, согласно которым факторами риска для формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью являются воздействия пищевых токсинов или аллергенов, в частности искусственных красителей. 

 

 

 

3. Взаимодействие с гиперактивными детьми

 

 

 

   Специалисты утверждают, что некоторые дети с диагнозом «синдром гиперактивности» обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий. Прежде всего ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением режима, в ровной эмоциональной атмосфере.

 

   Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии невролога, психолога, педагога. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей. Важно разъяснить родителям причины возникновения гиперактивности. Главной задачей родителей является обеспечение общего эмоционально-нейтрального фона развития и обучения ребенка.

 

Основные направления работы с гиперактивными детьми:

 

1.     Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

 

2.     Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

 

3.     При необходимости работа с гневом.

 

 

 

 

 

Критерии выявления гиперактивного ребенка

 

 

 

 

 

Высокая двигательная активность

 

 

 

утверждение

да

нет

1. Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо)

 

 

2. Ерзает на месте

 

 

3.Находится в постоянном движении

 

 

4. Очень говорлив

 

 

5. Спит намного меньше, даже в младенчестве

 

 

 

 

 

 

 

Дефицит активного внимания

 

 

 

утверждение

да

нет

1. Непоследователен в поведении

 

 

2. Имеет трудности в организации

 

 

3. Имеет много незаконченных проектов

 

 

4. Не слышит, когда к нему обращаются

 

 

5. С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его

 

 

6. теряет вещи

 

 

7. Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий

 

 

8. Часто бывает забывчив

 

 

 

 

 

Импульсивность

 

 

 

утверждение

да

нет

1. Не может регулировать свои действия

 

 

2. Не умеет подчиняться правилам

 

 

3. Отвечает до того, как его спросят

 

 

4. Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях

 

 

5.  Часто вмешивается в разговор, прерывая говорящего

 

 

6. Плохо сосредотачивает внимание

 

 

7. Не может отложить вознаграждение

 

 

8. Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других - нет)

 

 

 

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных критериев, то можно предположить, что ребенок является гиперактивным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

 

 

 

1.     В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает. Это помогает укрепить уверенность ребенка в своих силах.

 

2.     Избегайте повторения слов « нет» и «нельзя».

 

3.     Говорите спокойно, сдержанно.

 

4.     Поддерживайте дома строгий распорядок дня.

 

5.     Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее воздействие.

 

6.     Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег.

 

7.     Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, чтение и т.д.).

 

8.     Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

 

 

 

Открытое письмо гиперактивных детей к взрослым

 

 

 

Дорогие взрослые!

 

Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:

 

1.     Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!

 

2.     Не вздумайте нам давать длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более 10 слов.

 

3.     Не требуйте от нас, чтобы мы одновременно были внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!

 

4.     А вообще – запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Составлено слушателями

 

группы повышения квалификации

 

при СПбУПМ в 1999-2000 уч. году)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры-упражнения для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и их родителей

 

 

 

1.     Игры-упражнения на развитие внимания и формирование самоконтроля двигательной активности.

 

Эти игры требуют от ребенка высокой концентрации внимания.

 

 

 

«Найди свой домик»

 

По всему залу разложены обручи в произвольном порядке. В одном стоит ребенок, около него лежит зеленый кубик, в другом – взрослый, около него красный кубик. По сигналу игроки выпрыгивают из кубиков и выполняют произвольные движения под музыку. В это время педагог перекладывает кубики. По сигналу игроки должны найти свой домик.

 

 

 

« Не ошибись»

 

По кругу расставлены кегли разного цвета. За синей стоит ребенок, за красной – взрослый. Под музыку они выполняют произвольные движения, передвигаясь по залу. По сигналу каждый должен найти кеглю своего цвета. Выигрывает тот, кто сделает это первым.

 

 

 

2.     Игры-упражнения на согласованность совместных действий и развитие координации.

 

 

 

« Воображение»

 

Игра проводится с воображаемыми предметами. Взрослый и ребенок имитируют воображаемые действия: переносят бревно, пилят дрова, гребут веслами и т.д.

 

 

 

« Дружная пара»

 

Взрослый и ребенок берутся за руки. По первому сигналу кружатся в одну сторону(5-7сек.), по второму-останввливаются. После короткого перерыва повторяют движения в другую сторону.

 

 

 

« Мы петрушки»

 

Взрослый и ребенок сидят на корточках, держась за руки(разговаривают, шутят). По сигналу одновременно подпрыгивают.

 

Звучит музыка: взрослый и ребенок притопывают ногами, выполняют приставные шаги с приседанием, кружатся, держась за руки. После окончания музыки останавливаются и кланяются.

 

 

 

« Веселые хлопушки»

 

Ребенок и взрослый садятся напротив друг друга. Взрослый начинает игру с одного движения – хлопает левой рукой по левому колену. Ребенок должен это движение повторить. Затем взрослый хлопает правой рукой по правому колену, ребенок повторяет одновременно и это движение, и предыдущее. Игра продолжается до тех пор, пака в игру не войдет до 6-7 движений.

 

 

 

3.Игры-упражнения на развитие произвольности психических процессов.

 

Этот блок представлен малоподвижными играми, направленными на развитие произвольности психических процессов. В тоже время в этих играх решается задача взаимоконтроля деятельности.

 

 

 

«Запомни и повтори»

 

На полу в произвольном порядке разложены различные предметы. Взрослый в течении нескольких минут показывает ребенку карточку с изображением двух или нескольких предметов, затем убирает ее. Затем ребенок произвольно движется под музыку, затем, продолжая двигаться, выполняет задания:

 

-собери предметы, которые ты видел на карточках;

 

-собери предметы в том порядке, что видел на картинке.

 

 

 

«Кто быстрее соберет предметы»

 

На полу лежат два обруча, в одном лежат овощи, в другом – фрукты. У каждого игрока в руках карточка с изображением 4-5 овощей или фруктов. Ребенок и взрослый стоят на старте. По сигналу они бегут к обручам, берут те овощи, которые изображены на их карточке и кладут в свой обруч. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание. Ребенок считает предметы, а взрослый его контролирует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0